Дворцовый комплекс Бельведер в Вене является одном из самых интересных достопримечательностей Вены. Близкое расстояние до исторического центра , красивый ландшафт местности , удачно вписанный между дворцами парк — привлекают посетителей круглогодично. В конце осени и начале зимы здесь работает рождественская ярмарка. Весна , лето и осень тоже прекрасное время для посещения, растения и кустарники парка меняют свой наряд в зависимости от времени года.
Строился дворец по приказу великого полководца, принца Евгения Савойского. Выдающийся полководец Священной Римской империи, генералиссимус Евгений родился во Франции, в Париже и принадлежал к известному роду Савойских. На его счету было 24 выигранных сражения (семь из которых имели решающее мировое значение). Из биографии :
- 1683—1699 годах : Начало военной карьеры связано с Великой Турецкой войной, когда он отправился защищать Вену, осаждённую турками . В 1690 году был назначен командующим австрийскими войсками.
- 1701-1714 годах : Участие в войне за испанское наследство.
- 1716-1726 годах : Участие в поздней кампании против турок.
Дворцовый ансамбль Бельведер
Бельведер был запроектирован Иоганном Фишером в 1694 году . Принц Евгений Савойский занимался меценатством , свой новый дворец ему захотелось построить на обычной улице и архитектор должен был правильно запроектировать расположение парадного здания цворца по отношению к окружающей его застройке. Фишер задумал стены дворца ровными и вытянутыми вдоль улицы. На плоскости стен выделяются большие окна без ниш, при этом рельефные детали выглядят богатым декором с выразительными порталами. Продолжил работу над строительством Бельведер архитектор Иоганн Лукас фон Гильдебрандт.
[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]
Парковый ансамбль (ширина 500 метров), соединяющий верхний и нижний дворцы, проектировал архитектор Доминик Жирар. Он же, вместе со своим учителем Андре Леонотром , автор проекта парка в Версале. Сегодня в саду более 4000 растений, высаженные в особой геометрии парка, которые по своей природе в процессе роста не создадут леса. По архитектурному замыслу автора , дворцы (Нижний и Верхний) сильно разные. Ощущение единства ансамбля создают грамотно рассчитанные расстояния: От нижнего, небольшого по высоте, дворца ,более массивные формы верхнего смотрятся легкими садовыми павильонами в воздушной дымке, на вершине холма, поднимающегося ступеньками террас.
Нижний дворец Бельведер был построен в 1714-16 гг. и своим парадным въездом выходит на Реннвег (Rennweg) – улицу, которая ведет к центру города. Ворота выполнены полукругом с двумя павильонами, где внутренний двор, окружен строениями дворца. Пышность дворца и внутри. Главные комнаты: Мраморный зал – двусветный объединяет две анфилады помещений украшен фресками Альтомонте Мартино; Зеркальный кабинет основан на зеркальных отражениях, что увеличивает пространство; зал Гротесков заполнен извилистым сплетающим и расплетающим орнаментом по стенам и потолку, при этом реальное ощущение плоскости теряется, интересна мраморная галерея.
Здесь находились жилые покои принца. Нижний Бельведер включает также оранжерею и дворцовые конюшни, которые ранее использовались для лошадей принца.
Величественный вид на Вену, который раскрывается с балкона Мраморного зала Бельведера, сохранился почти таким же , как и на известных полотнах Беллотто в XVIII веке: цепь холмов, купол церкви Св. Карла Борромея , посредине шпиль собора Св. Стефана. Этот вид жители Вены хранят веками. Картина View of Vienna from Belvedere Бернардо Беллотто (1721–1780) находится в Kunsthistorisches Museum Вены . Сайт музея http://www.khm.at .
Строительство Верхнего Бельведера закончилось в 1722 году, был спроектирован, как представительская резиденция принца. Верхний дворец построен с королевским размахом, он величественнее по формам, чем Нижний Бельведер, где одним из главных архитектурных объектов выступает лестница. Это задумано не случайно,как пишут историки, вступающие на лестницу должны были попасть в ритм торжественного шествия, испытать ощущение приближения к вершинам иерархии.
После смерти принца Савойского Бельведер выкупила императрица Мария Терезия, затем в 1776г. сюда перенесли императорскую коллекцию живописи , в 1781г. — был создан один из первых публичных музеев в мире. 1891 год строят здание под Художественно-исторический музей в центре Вены, коллекцию перенесли туда. Интересные события прошли здесь позже : 15 мая 1955 года в одном из парадных залов Верхнего дворца, выполненного из красного мрамора, состоялось собрание глав государств -победителей после Второй мировой войны и был подписан договор о восстановлении независимости Австрии.
В настоящее время залы Верхнего Бельведера отданы под коллекции Австрийской галереи XIX—XX веков. Здесь собраны бесценные коллекции австрийского и немецкого искусства периода XIX — начала XX века; картины барбизонской школы и французских импрессионистов; произведения в стиле классицизма и романтики. ( подробнее по ссылке https://www.belvedere.at/de/schloss-und-museum/oberes-belvedere . В 2018 году – художественное сообщество отмечает исторические даты — 100 летия с годовщин смерти Густава Климта и Егона Шиле.
Верхний Бельведер: Prinz Eugen-Straße 27, 1030 Wien Австрия
Нижний Бельведер, Оранжерея и Парадная Конюшни: Rennweg 6, 1030 Wien Австрия
Вельведер Как добраться
- до Нижнего Бельведера, Парадной Конюшни, а также Оранжереи можно:
Трамвай 71 ( ост. Unteres Belvedere.)
- до Верхнего Бельведера
Трамвай O или 18 (ост. Quartier Belvedere)
Трамвай D (ост. Schloss Belvedere);
Метро линия U1 — ст. метро Südtiroler Platz-Hauptbahnhof;
Автобус 69 А (ост. Quartier Belvedere);
Пригородный поезд (ст. Quartier Belvedere).
Бельведер официальный сайт комплекса: https:// belvedere.at
Стиль высокого барокко , Вена :
Дворцы Бельведер были построены в период расцвета австрийской архитектуры в стиле барокко (итал. barocco — «причудливый», «склонный к излишествам») — это означало, что к элементам барокко в итальянском стиле добавлено свое, новое- возник австрийский архитектурный стиль — высокое барокко . Обязательными элементами считались: парадный вестибюль, обширная украшенная лестница, парадный зал. Основоположником этого стиля становится Иоганн Бернхард Фишер (Johann Bernhard Fischer von Erlach (1656—1723)). Родом из Грац (Штирия), учился у Карло Фонтана в Риме, был придворным архитектором при трех императорах: Леопольде I, Иосифе I и Карле VI, проектировал для архиепископа Зальцбургского.
Иоганн Бернхард Фишер создал проект резиденции императора Австрии Иосифа І в Шёнбрунн (1693 год )
по подобию Версальского дворца. Однако при нем до конца строительство доведено не было, завершил его сын Йозеф Эммануил в 1742 году.
После смерти главного архитектора стиля барокко Иоганна Фишера фон Эрлаха ведущим придворным архитектором становится Иоганн Лукас фон Гильдебрандт.
Основные элементы его стиля являются продолжением стиля Фишера и еще заимствованы из французской архитектурной школы Людовика XIV и из позднего барокко Севера Италии (особенно — волнистые стены итальянца Гварино Гварини). Гильдебрандт становится известен своими архитектурными украшениями, применяет на поверхности зданий живописные эффекты, вводит новые темы в украшения на фасадах.
В стиле высокого барокко в Вене можно выделить:
Богемскую канцелярию (Böhmische Hofkanzlei): 1710 — 1714 гг. по проекту Б. Фишера фон Эрлаха . Скульптуры на доме выполнил Lorenzo Mattielli. Комплекс зданий с внутренними постройками и дворами.. Хильдебрандту, кроме общего замысла, принадлежит один из фасадов, выходящих на Шауфлергассе. Парадный фасад, обращенный к Ин-ден-Бург, строил сын Фишера. В наше время размещаются правительственные учреждения.
Церковь Св. Карла Борромея (Карлскирхе). История постройки такова: В 1713 году, во время чумы, Карл VI дал обет построить храм своему небесному покровителю. На строительство был одобрен проект Фишера. Работы начались в 1716 году. Идея постройки- величие империи Габсбургов. В архитектурном плане храма соединены несколько направлений: колонны древнеримского стиля, греческого стиля портик , при этом павильоны и купол, который установлен на барабане овальной формы- барочные . У входа – величественные колонны спиралеобразного рельефа с изображением сцен из жизни св.Карла.
Придворная библиотека построена по проекту Фишера, входит в комплекс Ховбург. В центре ротонды — статуя императора Карла VI. Скульптура Минервы в колеснице, которая сбрасывает с карниза вниз символические «Невежество» и «Голод установлены на крыше здания. Внутренняя архитектура считается одной из лучших среди библиотек Европы.
Церковь Св.Петра : Церковь ( улица Грабен) построена на месте христианского храма , построенного при императоре Карле Великом ( первое упоминание в 1137 году). Старая церковь однако не сохранилась, позже ,в 1701 году под руководством Габриэле Монтани было начато строительство новой церкви, но затем перестроена по проекту Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта в стиле барокко.
Настоящий шедевр — барочный монастырь в местечке Мельк (1702—1738)
принадлежит мастеру по строительству монастырей Якобу Прандтауер. Построен в провинции Австрии на скале , при впадении одного из рукавов Дуная в основное русло великой реки, долина Вахау, 80км в западу от Вены. Как добраться: из Вены по железной дороге с вокзала Wien Westbahnhof, отправление поездов раз в час. Официальный сайт — http://www.stiftmelk.at/ .
Маршрут Бельведер, Вена — один из ярких и лучших маршрутов , если вы остановились в этом прекрасном городе. [otw_is sidebar=otw-sidebar-1]